Для малого бизнеса действуют определенные нормы природоохранного законодательства, которые необходимо соблюдать для поддержания стабильного состояния экологии. Для соблюдения норм и стандартов должна регулярно заполняться, подаваться в соответствующие госорганы экологическая отчетность. На основании такой документации можно делать выводы о рациональности использования природных ресурсов. Также разрабатываются меры по улучшению экологической ситуации на уровне региона.
Почему отчеты в сфере экологии необходимы для малого бизнеса?
На начало календарного года субъекты предпринимательства должны предоставлять контролирующим органам данные о формировании, использовании, обезвреживании, утилизации отходов. Отчеты имеют уведомительный характер, предоставляются в бумажном виде или отправляются на сервер контролирующего органа в цифровом виде.
На малых предприятиях, где не ведется учет отходов, нет другой возможности подготовить, предоставить отчет о формировании, сборе и утилизации отходов. Стоит отметить, что это влечёт за собой значительные штрафы, как предписано актуальными нормами законодательства. Нормы отчетов должны отображать плату за использование природных ресурсов, выбросы загрязнений в атмосферу. А также сообщается о сбросах вредных веществ в водные объекты и хранение, утилизацию производственных отходов.
Учитывается, что штрафные санкции применяются как в отношении должностных лиц, так и в отношении предприятий. Важно, что при повторном выявлении нарушений допускается приостановка деятельности до 3 месяцев.
Формы экологической отчетности для малого бизнеса
Допустим, в 2019 году предусмотрено около 20 форм отчетности по природопользованию, экологическому надзору. Предприятиям необходимо их предоставлять госстуктурам: Росприродназор, Росстат, Росводресурсы, Роснедра.
Основные виды:
- Росстат: 2-ТП (охота), 4-ОС 12-ЛХ, защита лесов по форме 1-ЛХ, лесовоспроизводство.
- Росприроднадзор: расчет суммы экосбора, декларация о числе выпущенных готовых товаров, программа ПЭК, декларация по плате за НВОС 2-ТП, отходы МСП.
- Росводресурсы: наблюдение за водными объектами по форме2-ОС 2-ТП, формы 3.1, 3.2, 3.3 по учету забора и сброса вод.
- Роснедра: 2-ЛС по использованию недр.
Стоит отметить, существуют некоторые особенности отчетности по регионам, которые необходимо уточнять в региональных органах.
Штрафные санкции и ответственность компаний
К малым предприятиям, которые нарушают сроки предоставления отчетности природопользователя, применяются следующие взыскания:
- Должностным лицам грозит штраф от 3 000 до 6 000 руб., для компаний – 20-80 тыс. рублей.
- Несоблюдение сроков или отсутствие предоставленных отчетов по экологии. То есть должностные лица должны уплатить штраф 10-20, компании – 20-70 тыс. рублей.
- Территориальные КоАП вправе устанавливать прочие штрафы, которые не противоречат действующему законодательству.
Следует отметить, что государственная налоговая инспекция вправе блокировать счета небольших организаций. Однако делается это исключительно при несоблюдении требований к подаче налоговых деклараций и РСВ. При наличии ошибок или отсутствии экологических отчетов применяются только штрафные санкции. Кроме того, контролирующие инстанции не вправе ставить блокировку на счета предприятий.